Ката и принципы тренировки

Главная » Книги » Статьи » Методики » Ката и принципы тренировки

22.01.2013 в Методики

НАЗВАНИЯ КАТА

Ката Тайкеку (Taikyoku) Тайкеку – Первопричина – Великий предел. Тайкеку ката были созданы Гичином Фунакоши. Сосай Ояма описывает ката Тайкеку как основу всех ката, познание которому нужно научиться, прежде чем обучаться идти по тропе каратэ. Знаки в Китайском языке читаются T’ai Ch’i.

Ката Пинан (Pinan) – “Спокойный ум, спокойная безопасность.” Пять ката Пинан были созданы Анко Итосу (инструктором Фунакоши) в 1905 году, как упрощенные версии продвинутых китайских форм (включая канку), для того чтобы обучать детей. Постоянная работа с ката Пинан  принесет спокойный дух и умиротворенность уверенного сердца.

Ката Санчин (Sanchin)  – “Три битвы”. Имеет различные толкования, например: координация стойки, дыхания и техники, или унификация (объединение) тела, ума и духа.

Сосай Ояма выделил три принципа, важных для овладения ката:

1. темп техники

2. точки силового нажима

3. контроль дыхания

Они также могут считаться тремя точками координации в Санчин. Это ката привез в Окинаву из Китая Канрю Хиганна. Считается, что Санчин исходит еще со времен Бадхидхармы и монастыря Шаолинь.

Ката Тэншо (Tensho) – “Поворачивающиеся ладони, изменяющиеся руки”. Это ката создал мастер  Мияги как дополнение к Санчин. Сосай Ояма говорил, что это самое обязательное из всех продвинутых ката каратэ.

Ката Гекусай Дай и Гекусай Се

Gekusai Dai and Gekusai Sho

Гекусай Шо – “Завоевывай и занимай – младший (трактовка первый)” и

Гекусай Дай – “Завоевывай и занимай – старший (трактовка второй)” могут также обозначать:”бери приступом крепость”. Ката Гекусай были созданы Мияги в 1940 году с целью обучения сильным и мощным  движениям.

Ката Сайфа (Saifa) – “Максимальное разрушение”. Это ката также создал Мияги (Chojun Miyagi). Название поддерживает чувство выражения максимально потенциала через телесный инструмент, а также pешимости и силы духа бушидо, сокpушающих любые пpегpады.

Ката Сейчин (Seienchin) – Двусмысленно в значении. Часто переводится как “Шторм внутри спокойствия”. Дословно обозначает “атакуй мятежное поселение”, или “Подави отступления”, в зависимости от того, в каких китайских знаках используется. Название указывает необходимость превзойти слабость  духа и подавить любое желание сдаться при встрече жизненных испытаний. Нужно “подавить отступающее сердце”.

Ката Гарю (Garyu)

Гарю – “Опирающийся дракон”. В философии слово Гарю относится к великому человеку, который остается в неизвестности. Это ката было создано Сосаем Оямой. Гарю было его псевдонимом в его ранней деятельности в каратэ. Истинный каратист развивает в себе дух смиренности, и, как опирающийся дракон, имеет силу, но выбирает – не выпускать ее.

Ката Сейпай (Seipai)  – “Восемнадцать рук”. Это было одно из самых продвинутых ката в школах  Годзю-рю,  в Кекушине претерпело значительные изменения, что может вообще рассматриваться как отдельное ката.

Ката Янцу (Yantsu) –  Говорят Янцу, это имя китайского военного атташе в Окинаве в 19 веке. Иногда оно также переводится как “Обеспечить чистоту”, указывая на то, что каждый должен ежедневно напрягать все усилия в битве жизни, с целью преодолеть слабости и остаться чистым в сердце.

Цукино Ката (Tsuki No Kata) – Ката ударов кулаком. Это ката учит соблюдать и направлять силу удара в любом направлении и различным оружием.

Ката Сушихо (Sushiho) – “Пятьдесят четыре ступни.” Это ката было одним из двух самых продвинутых в школах Шури-те. Кроме того, что, вероятно, существует цифровая связь между названием и числом движений в первоначальной форме, число 54 также связано с Буддисткой философией.

Ката Канку (Kanku) – “Узри небеса”, “посмотри на небо”. Первоначально это ката называлось “Кушанку”. Как говорят, это – звание, присвоенное китайскому военному атташе в Окинаве.

Канку – это высшее ката в Киокушин. Когда руки выполняющего соединяются в открытой позиции, он смотрит на небеса через руки и размышляет о значимости доблести для человека и о бесконечности небес. Пока небо и земля находятся в их астрономическом пути, все будет хорошо Солнце вновь поднимется завтра и с ним придет новая надежда, каким бы тяжелым не казался сегодняшний день.

РОЛЬ КАТА В КАРАТЭ

По словам Мас Оямы, основные ката можно назвать  “священными писаниями каратэ. Достаточно одного – двух ката, если заниматься ими правильно и до такой степени, когда они становятся его собственными. Другие упражнения тогда послужат как материал для изучения или ссылки. Как бы ни был широк опыт человека, он бесполезен, если в нем нет глубины. Не зависимо оттого, сколько ката он может знать, если он не достаточно с ними работал, они будут бесполезными.

В мастерском исполнении ката поражают интеграция движений и силы, чистота жеста, которая электризует атмосферу, не оставляя в душе сомнения в силе и красоте искусства каратэ. Именно к такому уровню совершенства в ката необходимо стремиться. В тренировке ката, опыт должен быть живым. Концентрация на имеющейся задаче – всеохватывающая, полная умственная погруженность. Если человек концентрируется глубоко и выполняет ката в полном объеме, как будто находясь в ситуации выбора между жизнью и смертью, физические требования – поразительные. Ката практикуется при полной свободе воображения. Выполняющие ката видят в своем воображении вокруг себя много сильных противников, против которых ему нужно биться, защищая свою жизнь Такое выполнение тренирует тело, дисциплинирует ум и подковывает дух. Расширяется понимание техники. Тысячи повторений ката приводят к сверхъестественной координации и высоко развитой чувствительности в кумитэ. Это позволяет чувствовать, когда его противник собирается сделать движение даже раньше, когда это знает сам противник, и идеально среагировать, находясь в состоянии, когда ум свободен от предварительного обдумывания или беспокойства.

БУНКАЙ

Понимание практического применения техники ката известно под названием бункай. Для того, чтобы ката действительно имели значение для боя, движения каждого ката должны тщательно изучаться и применяться. На практике хорошо брать одно ката и работать над ним, пока работа не становится естественной и полностью автоматической. Отсюда, человек может менять углы и модуляцию работы, чтобы добиться более полной оценки имеющихся возможностей. Оптимально  стараться найти по крайней мере три применения каждого движения.  Если вы не найдете три, это не страшно. Ценность упражнения лежит в поиске и обдумывании движений. Таким способом можно использовать зрительные образы и творческое воображение при действительном выполнении ката, чтобы извлечь из него истинную силу, заложенную в нем. Если ката выполняется без чувства действительного приложения техники, то речь не может идти о силе и о энергии. Всегда помните, каждое движение в ката имеет цель. Через поиск бункай, эта цель может быть обнаружена.

Как пример:  Нельзя недооценивать даже небольшое корректирование бедра в ката. Мельчайшие движения в центре могут перерасти в сильную атаку в исключительные моменты кругового движения.  Изменение положения руки на 15 градусов – едва различимо в плече, но для руки может означать разницу между эффективным нокаутом и безуспешной разболтанной петлей. Даже незначительное изменение позиции ступней может означать разницу между способностью успешно устоять на земле и вероятностью быть полностью побежденным.

ТРИ  ПРИНЦИПА ТРЕНИРОВКИ КАТА

Как уже указывалось, вовремя тренировки, с целью усовершенствования ката, концентрация должна быть полной. То есть, при тренировке ката ум не должен быть занят ни чем больше, даже другими аспектами каратэ, а сконцентрирован только на совершенствовании ката. Если ум погружен таким способом, то можно выполнять даже очень простое движение, например первый шаг первого ката, Тайкеку  Ичи, в течении многих часов, не чувствуя при этом ни капли умственной усталости. Сосай Мас Ояма тренировался выполнять 100 ката каждый день во время уединения в горах в Киецуми. При этом он разбивал тренировочное занятие на 3 этапа. Каждый из этих трех этапов обращается к разным принципам тренировки ката. Таким способом можно достичь максимального результата от ваших усилий сконцентрироваться. По мнению Сосая Мас Оямы, эти три принципа такие:

1. Темп техники

2. Точки напряжения силы

3. Контроль дыхания

Темп техники

В ката постоянно имеет место смена темпа техник. Каждое ката имеет свои низкие и высокие моменты. Важно, конечно, сначала изучить последовательность шагов; это занимает относительно короткое время. После этого студент учится находить моменты скорости в движении, а затем балансирует их с моментом медленного напряжения. Таким способом он доводит ката до его высоких моментов с плавностью и осознанием цели.

Он также обнаруживает те комбинации, которые выполняются в быстром потоке, а также те комбинации, которые выполняются в уравновешенном, не изменяющемся, медленном темпе. Он выискивает моменты сбитого ритма в ката, где время выполнения техник регулируется тонко, с тем, чтобы сбить с толку противника, нарушая выбор времени и вместе с этим – его способность защищаться и отбивать удары. Без такой вариации темпа, не может быть высоких моментов концентрации энергии, не может быть грации, а значит и ничего, кроме танца бессмысленных движений. В реальном бою нужно осознать постоянно колеблющийся ритм и соответственно адаптироваться. Если боец не может так адаптироваться, он часто будет терять полный контроль над ситуацией, и возможно, будет реагировать, не представляя действительной угрозы. Другими словами, ничего никогда невозможно было достичь без постоянной осторожности в моменты, когда это необходимо, и “контролируемой свирепости”, когда темп увеличивается. Это универсальный принцип. Во всех видах спорта, мастер – это тот, кто научился контролировать темп во всем движении и осознавать, когда появляется необходимость его изменить. Когда необходимо, он может наступать тяжело, с грубой силой, но он может также контролировать свою технику и ритм, если это более соответствует ситуации.

 Моменты Напряжения Силы.

Под моментами напряжения силы имеется в виду, что концентрация силы очень сильно изменяется от техники к технике. Некоторые движения выполняются быстро, при возможности в более расслабленном состоянии, позволяя гладкому потоку движения отдавать силу. Другие техники выполняются со всей силой, которой человек владеет, достигая высшей отметки в той единой точке чистой сфокусированной энергии.

Техники, сопровождаемые киай – это наиболее высокие моменты ката.

Не путайте моменты напряжения силы с физическим напряжением. Иногда моменты силы достигаются чисто техникой и целостностью всего тела в движении, с минимальным напряжением. Это принцип Теории Круга и Точки, а также концентрация центробежной силы. Здесь нет напряжения, и все же огромная сила происходит из гибкости и скорости движения.

Контроль дыхания

Контроль дыхания в ката – это жизненно важный момент. Нужно научиться соотносить дыхание с темпом движений и моментами напряжения в ката. Например, в ката Санчин сила движений исходит из глубины дыхания ибуки. В технике, сопровождаемой киай, дыхание полностью координируется движением тела. Пока правильное дыхание в ката не становится естественным, нужно постоянно осознавать поток воздуха, который входит и выходит из легких. Постарайтесь проанализировать правильный выбор времени для вдоха и выдоха, и относитесь к этому выбору с такой же важностью, как и к техникам.

“Человек, который овладел правильным контролем дыхания, может быть спокойным, даже в окружении сильных врагов, во время землятресения и пожара.”- Мас Ояма.

 По материалам книги Камерон Квин (Cameron Qeen) “Будо карате Мас Оямы”

Прокомментировать

Вы должны быть авторизованы для комментирования.

Перейти к верхней панели